Инструментарий — Веник

А сегодня я хочу поговорить с вами про веники. И вовсе не про банные, как вы могли бы подумать. Нет. про веник, которым вы подметаете пол.
Казалось бы что про него  говорить, а вот тут начинается самое мистическое и интересное.

Веник — “опасный” и “нечистый” предмет, орудие порчи и колдовства и в то же время оберег от злых сил.
По народным представлениям, демоны могли появляться в виде летящей метлы, оборачиваться веником или помелом, волочить за собой веник или держать его в руках.
Веником ведьма сбивает росу, отбирая у коров молоко, дотрагивается им до вымени чужой коровы, волочит веник по полю, чтобы отобрать урожай.
Веник подбрасывали к дому, под порог, в огород, перебрасывали через дом, подкладывали в телегу жениха и невесты, бросали вслед человеку, чтобы навести порчу, вызвать ссоры, болезни, несчастья.
На Русском Севере считали, что банник живет в куче неошпаренных банных веников, а домовой обитает под веником.
При переезде в новый дом обязательно брали с собой старый веник.

С веником связано множество запретов и предостережений: старый веник нельзя было выбрасывать вблизи дома, на дороге, где на него может наступить человек или животное,— это грозит болезнями, особенно коростой, чесоткой, недержанием мочи, бессонницей и др. бедами.
Широко распространен запрет бить веником человека и скотину — ребенок или животное не будут расти, станут худыми и сухими, как веник.
Старый веник обычно запрещалось сжигать в печи, т.к. это вызывает ветер, вихрь, бурю, нашествие нечисти — вшей, клопов, тараканов, а также ссоры и раздоры в семье.

Защитные свойства веника, его способность противодействовать нечистой силе также связаны с его утилитарной функцией очищения, устранения нечисти.
Для отгона демонов метлу ставили перед дверями дома или хлева (часто ручкой вниз), обходили дом, размахивая метлой и произнося специальные заклинания;
бросали веник вслед человеку с дурным глазом;
били веником пойманную ведьму или подменыша;
били веником о порог дома, прогоняя чужого домового, вредящего хозяйству.
Веник использовали для защиты роженицы и новорожденного от злых духов: его клали в изголовье, под колыбель, прислоняли к колыбели.
Веником расчищали путь свадебному поезду, дорогу жениху и невесте, идущим в баню, чтобы защитить их от порчи.
веник2
Для защиты посевов и урожая от птиц и грызунов обходили поле по солнцу со старым веником в руках и махали им от себя;
подкладывали в снопы колядный веник или три прутика от него;
рассыпали прутья веника в амбаре или погребе.
Веник помогал и в случае, когда не удавалась какая-нибудь работа: если плохо сбивалось масло, маслобойку били старым веником или подкладывали под нее веник;
чтобы при тканье не путалась основа, трижды ударяли ее веником;
если при тканье рвалась нить, сквозь веник девять раз проливали воду и выливали ее на дверные петли;
чтобы хорошо выпекался хлеб, на припечке жгли старый веник, били им по дну дежи и т.п.
При пожаре обходили со старым веником горящий дом.

При первом выгоне скота подкладывали веник под порог, терли им корову, кропили скот водой с веника.
Когда вели корову на случку, погоняли ее старым березовым веником или били ее веником, чтобы она “погуляла”.
Веником били и плодовые деревья, чтобы вызвать хороший урожаи фруктов.
Чтобы куры держались своего дома, на чердак по праздникам забрасывали веник; подвешивали веник и старый лапоть на угол дома для защиты цыплят от хищных птиц.

Старый веник втыкали в грядки с капустой, огурцами, чесноком, в поля растущего льна, ржи, чтобы уберечь их от порчи и стихийных бедствий.
Крестьяне Сибири при посеве репы держали во рту обломок комелька веника как средство от порчи.

Веник использовали в лечебной магии: больных били веником, обметали веником, прикасались им или привязывали его к больному месту, укладывали больного на веник, накрывали им больного, перебрасывали веник через больного, заставляли его перешагнуть через веник, кропили больного водой с веника;
парили прутья веника и давали больному пить отвар, подкуривали больного прутьями веника и т.п.

Для избавления ребенка от ночного крика его водили по дому, обметая его новой метлой;
клали его у печи и трижды обметали с головы до ног, били его веником на пороге, зашивали десять прутиков в одежду ребенка, выбрасывали одежду ребенка со старым веником в окно.
Если ребенок долго не начинал ходить, клали ему между ног веник, затем рассекали его и раскидывали прутья.
Для лечения радикулита совершали особый обряд “рубить утин”: рубили веник на пороге или на пояснице больного, произнося приговор.
В обрядах опахивания села при море и эпидемиях участвовали женщины с вениками или метлами в руках.
Во время похорон умершего от холеры за гробом шла вдова и мела веником до самого кладбища, “выметая холеру”, или две вдовы бежали за гробом с голиками в руках и за селом их выбрасывали.

Во время засухи веники применялись при вызывании дождя: бросали в колодец сухой веник или разбрасывали прутья от веника на перекрестке;
жгли на перекрестке 12 старых веников;
обходили с веником село.
веник
В свадебном обряде банный Веник играл большую роль: во время девичника наряжали банный Веник и, пока топили баню, ставили его на крышу, а затем торжественно несли перед невестой в баню; разбирали Веник на прутья, каждый обвязывали красной лентой и втыкали по обеим сторонам дорожки в баню (“вершили дорожку”); на обратном пути из бани раскидывали Веник, которым парилась невеста, и по нему шли к дому.

В погребальном обряде и в поверьях о смерти Веник связывается с душой умершего. Для облегчения агонии знахарки перебрасывали Веник через крышу дома; без особой нужды старались не трогать Веник, чтобы “не тревожить душу”. После выноса покойника Веник было принято выбрасывать вместе с мусором и щепками от гроба. На Вологодчине покойницкий Веник и щепки от гроба спускали в реку, а зимой бросали на лед, чтобы весной их унесло вместе со льдом. Часто листья от Веника разбрасывали по дну гроба или набивали ими подушку. Ср. рус. выражение “пора на веники” — “пора умирать”. На Радуницу вениками обметали могилы близких. Покойницкий В. использовался в хозяйственной и лечебной магии: его прятали в хлев для оберега скота, втыкали в поле и огород и т. п.

К празднику Ивана Купалы был приурочен обряд уничтожения старых, стершихся Веников и заготовки новых. Старые Веники сжигались в купальском костре, что символизировало уничтожение ведьмы.

В качестве орудия устрашения, битья, пародийного подметания Веник входит в реквизит ряженых, особенно масленичных. Старые Веники подвешивали к чучелу Масленицы, или само чучело делали из Веников. Вениками украшали дуги, хвосты лошадей, упряжь при проводах масленицы. В пародийной (“цыганской”) свадьбе ряженых “молодых” символически венчали на мусорной куче, благословляя их веником.

Оставить комментарий