Береза в легендах, саду, кулинарии и банном деле.

«На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядного осеннего поля». (с) М. С. Бубеннов
Мифы и Легенды
Береза — одно из самых почитаемых деревьев у славян, дерево-дух. Наши предки сравнивали березу с красивой молодой девушкой. На ее ветвях летом качались русалки.

Береза считалась солнечным, чистым деревом, которое приносило счастье, свет и радость в любой дом. Береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Березам посвящался праздник Семик (ныне — Троица), который отмечается в июне.
Береза — мистическое дерево Руси, одно из наиболее почитаемых славянами, в народной традиции выступающее как счастливое дерево, оберегающее от злых сил, а также связанное с женскими силами берегинь и душами, которые обязаны хранить живущих родственников. Поверья о полезных свойствах березы существовали практически у всех славянских народов и практически во всех регионах. Ее почитали как дерево, приносящее счастье, здоровье и добро. Представления о том, что береза — дерево недоброе и приносящее беду, существовали крайне редко и только в том случае, если береза, когда ее сажали рядом с домом, переживала того, кем была посажена. В этом случае к березе относились с осторожностью, потому что предки верили — такую березу, посаженную в честь рождения, нужно срубать в тот момент, когда усопшего провожали в иной мир. Ибо боялись они, что душа усопшего может поселиться в березе и никогда не найдет выхода в небесные Сварги. Но в большинстве случаев березу почитали как дерево, приносящее удачу, ее специально сажали во дворе или рядом с домом для благополучия всей семьи по случаю рождения ребенка, а также для защиты от молнии и для отпугивания злых сил. Даже о темных пятнах на стволе березы существовало поверье, что таким образом береза оттягивает на себя наговоры, проклятия и недобрые посылы, насланные врагами на ту семью, рядом с домом которой она живет. Именно поэтому береза — символ береги-ни — повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного. Она была связана не только со знахарской и ведической здравницей, но и с различными магическими ритуалами для обогащения, для сохранения и убережения.
Ствол березы защищает живых людей от всевозможных проклятий, сглазов и порчи, оттягивая на себя черные посылы. Во многих старинных заговорах встречаются такие слова: «На острове Буяне стоит белая береза вниз ветвями, вверх корнями, а на той березе сидит матерь Пресвятая Богородица, ткет-переткет судьбу вещую, судьбу лучшую». Само это определение говорит о том, что береза может обернуть или перевернуть судьбу человека из худшей в лучшую.
В старину говорили: «Береза — дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого — быть тому счастливым и удачливым во всем». Зная «капризность» дерева, около самого дома березу старались не сажать, тем более что, по народным поверьям, в ее листве часто прячутся стихийные духи и тени мертвых. Поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было «поговорить» с деревом, попросить у него силы и помощи.
Особенно благоволит береза к детям, невинным девушкам и беременным женщинам.
Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым.

Сбор и заготовка
Почки (Gemmae Betulae). Цвет — коричневый, вкус вяжущий, смолистый
Сбор почек надо начинать в конце марта до конца апреля. Собирать нужно сережки и еще не распустившиеся почки.
Хочу напомнить вам про Бальзам «Сосновые иголки»
Нам понадобится:
100 г молодых сосновых игл,
50 г березовых почек,
по 10 г мяты и мелиссы,
0,5 л водки,
10 г меда.
Сосновые иглы и березовые почки залейте водкой и настаивайте 2 недели. Мяту и мелиссу залейте 1 стаканом горячей воды и кипятите до тех пор, пока объем жидкости не уменьшится вдвое. Процедите и вылейте в бальзам (после того как он настоялся). Затем добавьте мед и настаивайте еще неделю.
Листья Folium Betulae мелкий, не более 1,5 см. Запах слабый, ароматный; вкус слегка вяжущий. Листья собирают очень аккуратно, стараясь не повредить и не оголить ветки, во время цветения в мае, когда они еще клейкие и душистые, сушат под навесами, на чердаках, в хорошо проветриваемых помещениях.
Такие листья можно активно добовлять в весенние салаты, они обоготят вашу тарелку витаминами и пикантным вкусом.
Березовый гриб можно заготавливать круглый год, хранить не более года
Березовый сок весной в период сокодвижения. Явление вытекания наблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума, начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается.
Издавна считалось, что в мае береза обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным, хворым и слабым людям, чтобы те скорее выздоровели и набрались сил. Чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не больше 1 литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь. Больше в течение года это дерево не трогали, так же как с дерева-донора в течение года не обрезали ветвей. Считалось, что если к березе слишком часто обращаться за помощью, она может обидеться и отомстить обидевшему ее человеку, наслав на него «мороку» и неудачу в личной жизни. Обычно для сбора березового сока использовали растущие в лесу деревья в возрасте от 7 до 50 лет, так как считалось, что кроме здоровья береза может одарить человека и молодостью, а для этого само дерево не должно быть слишком старым.

Кстати березовый сок отличный антисептик, его можно сравнить с такими препаратами, как хлоргексидин или мирамистин.

Не могу не поделится совершенно потрясающим рецептом Березового кваса
Нам понадобится:
Березовый сок – 10 л.
Сахар – 450 г.
Изюм – 50 шт.
Разные добавки по желанию и на выбор — шиповник (две горсти), лаванда (2 ст.л.), имбирь (по вкусу) и/или шкурки лимона (по вкусу)

Растворить сахар в литре сока. Влить в бутыль сок с сахаром, остальной сок, всыпать изюм и добавки. Завязать горлышко марлей, сложенной в несколько раз и оставить в теплом месте на 3 дня.
Профильтровать через марлю. Разлить по бутылкам (предназначенных для газированных напитков), укупорить.
Хранить около 4-х месяцев в прохладном месте.

В Магии
В кельтской астрологии Солнце отождествлялось с Березой. Это дерево первым украшает себя листьями, знаменуя начало всех вещей. В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января). Ещё в в ряде традиций берёза символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность, плодородие, рост и силу жизни и т. п. В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление. В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.
У скандинавов и тевтонов береза посвящена Тору (Донару) и Фрейе (Фригге). Согласно легенде, последняя битва произойдет около березового дерева. В шаманизме береза — Космическое Древо, и шаман делал семь или девять восходящих зарубок на ее стволе или березовой жерди, что символизирует восхождение через планетарные сферы к Высшему Духу. Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует и в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями».
Березам посвящался праздник Семик (ныне — Троица), который отмечается в июне.
Веточка березы была отличительным знаком молодых друидов или бардов, которые прикрепляли ее к своим туникам.
Помогает она и при прогнозировании погоды: коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха, мокрого.
Береза плакучая считалась деревом особым — ее иногда называли «навьим деревом», то есть деревом мертвых. Ее сок, почки, кору, древесину и листья никогда не использовали для лекарственных целей — только для магических. Говорили, что это дерево имеет связь с миром мертвых, что его любят русалки и утопленницы. Поэтому плакучую березу всегда украшали в русалью неделю, чтобы защититься от проказ духов. Это дерево старались не ломать, чтобы не навлечь гнева потусторонних сил. В старину к нему ходили, стараясь заручиться помощью предков в каком-либо важном деле или попросить защиты от беды.
Почему же берёзы так любимы русалками? Существует легенда, по которой русалка, задержавшаяся на суше дольше положенного времени (после рассвета) превращается в берёзу, а в троицкую неделю дерево вновь может общаться с подругами. Кроме того русалки – жительницы царства мёртвых и им очень не хватает энергии, а берёза в эти дни ею просто напитана и не прочь поделиться.
Не равнодушны к этому дереву и другие представители нечисти – лешие. Если вы хотите написать хозяину леса – пишите на кусочке бересты или на берёзовом листочке – послание обязательно будет замечено. Этот способ использовали ещё во 2-й половине 19 века. Естественно, у дерева нельзя брать больше необходимого – леший может и рассердиться.

Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь «окольцевать» деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, «выметали» из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.
У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. С помощью веток берёзы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм. У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.
Березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Березовые ветки втыкали в поле, чтобы получить богатый урожай злаков, льна. Березовое полено закапывали под порогом новой конюшни чтобы «велись» кони. После выпечки хлебов в печь бросали березовые поленья, чтобы «ягнята были белыми».
Береза — дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра.
Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Практически все части дерева используются в целительстве. Венички из березовых веток используются в обрядах очищения. Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Больную сажают, прислонив к стволу, у корней (берёза – дерево женское, мужчины обращались к дубу). Вещь больной, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни: под берёзу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».
Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны.
Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас.
Берёзу используют для изготовления многочисленных магических артефактов: огамических палочек (ставов), волшебных палочек, летающих метел (ведьмино помело делается из сука ясеня и березовых прутьев, скрепленных ивняком), магических метелок (используются в целительстве), оберегов различного рода (от молнии, злых людей и духов).

Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Из за этих свойств из древесины берёзы делали колыбели для новорожденных.
Во время ритуалов изгнания беса ведьм секли березовыми розгами, поэтому лентяев и лунатиков кое-где и до сих пор кормят березовой кашей.
Ветка березы, сросшаяся с дубовой, используется в любовной магии. Корни березы используются для причинения вреда, наведения порчи. Тонкие ветки плакучих берез используются для вязания «узлов» — формы чарования. На бересте пишут чернилами из дубовых орешков и пером из крыла ворона рунические заклинания.
Источник

дева

Мифы, легенды, русалки, все это хорошо, но хочу рассказать вам про березу в бане.
Баня Эта тема для меня новая, но очень интересная. Муж любит баню, плюс мы планируем у себя ее на даче, так что к теме я подошла серьезно.

Скраб для бани
Нам понадобятся свеже собранные сережки не распустившиеся березовые почки. Четких пропорций нет.
Берем почки и сережки, измельчаем их до однородной кашицы. В соотношение 1к 1 добавляем пыльцу разнотравную, которую собрали пчелы и липовый мед. Все хорошенько перемешать, хранить в стеклянной таре в холодильнике.
Получается фитотерапевтический комплекс, полезный для кожи и иммунитета. Втирать плавными движения в кожу.
Так же можно пару ложек добавить в чай.
Измельченные молодые, еще клейкие листья смешать с оливковым маслом, массирующими движениями втирать в кожу.

Хочу рассказать еще про хвойную настойку на спирту, так же для бани.
Берем свежие веточки ели (собираем вместе с березовыми почками), режем, измельчаем в кофемолке. Складываем в банку с плотной крышкой, заливаем спиртом. Ставим в теплое и темное место на 1 неделю. Процеживаем и переливаем в темные бутылочки. Можно хранить весь год.
Такая настойка хороша для сосудов, сердечно-сосудистой системы, снимет напряжение, усталость, хорошо влияет на дыхание. Плюс вы получите замечательный хвойных запах. Для этого надо спиртовую настойку плеснуть на камни.

Рецепт березового крошева
Используется этот эликсир в бане, им притирают тело, отчего человек молодеет, становится свежим и бодрым; самое главное, что крошево надолго снимает усталость. Тело как бы оживляется, и человек может трудиться без устали. Так действуют биологически активные вещества, содержащиеся в листьях березы.
В равных частях берутся березовый сок и березовые листья. Листья нужно мелко порубить, размять, а затем залить свежим березовым соком так, чтобы он покрыл листья полностью. Добавить несколько щепоток соли и 1-2 чайные ложки меда, тщательно перемешать и хранить в холодном месте. В тепле крошево держать не рекомендуется, потому что оно может забродить.

Веник березовый
Веник или, как его называли раньше, «метла банная» — предмет банного обихода, наделенный в народных представлениях очень серьезными знахарскими, ведическими, магическими, а иногда и демоническими силами. Веник — своеобразное орудие против порчи и колдовства. В то же время он является и самым сильным оберегом против различных лихорадок и нечистой силы, средством избавления от болезней и орудием отгона злых духов. Конечно же, учитывалась и утилитарная функция банного веника как предмета, которым можно мести. Естественно, если обычный веник выметал из жилища сор, грязь и хлам, то банный веник выметал из энергии человеческого естества всяческие нечистоты и мороки. Например, в старинной знахарской бане венику отдавали великую дань и обязательно оставляли сухие веники под полком, чтобы на них жил-поживал банный дух. Для него специально оставляли отдельный веник и кусок мыльца, чтобы он мог попариться так же, как и хозяин бани — человек. Значительные знахарские и магические свойства часто приписываются венику, используемому в обрядах очищения, против порчи и сглаза. Это не простые веники, они собраны в дни великих славянских праздников, да не просто так, а с заговорами, с призывами в адрес Живиц — одухотворенных энергий жизни.

Во дни купальские заготавливали веники понемногу, но ежедневно; обязательно на заре, до восхода солнца. Есть старая поговорка: «Выбирай веник в березовой роще, а березку возле воды».

Чтобы заготовить веники из березы, надо было быть очень наблюдательным человеком. Обычно веники заготавливали с молодых березок, желательно, чтобы они еще ни разу не цвели и не плодоносили сережками. Считалось, что лист у таких березок нежнее и мягче и не растратили они свою живую силу. Прежде чем заготовить веник, знахарь обязательно лизал лист языком, особенно его верхнюю часть. Шершавая — дерет язык как наждачная бумага, значит, такая березка не годится для банного веника. Ее называли «глушина», значит, она не будет ничего слышать: ни зова души, ни криков о помощи, которые издает тело, если в нем засела лихорадка. Веник из таких ветвей будет грубым, жестким, хлестким, но никак не ласковым, не материнским и уж точно не вылепит новое здоровье. А вот когда лист совершенно гладкий, нежный, бархатистый, словно покрытый пушком — это материнская береза, берегинюшка. Лучшие веники как раз из такой лозовой березы, особенно если она растет близ воды. Ветки у нее густые, гибкие, плотные, без сучков, да и симпатичны на вид. Береза радует своей нежностью и мягкостью, а когда паришься таким веником, то он обхлестывает тело, огибая его, но не повреждая. Массаж при такой пропарке весьма основательный, листья очень плотно прилегают к телу. Веник из лозовой березы (ее еще называют «повислая береза») в бане служит дольше других, разумеется, если он срезан правильно и правильно высушен. Как же распознать лозовую березу? Ее ветви свисают словно у ивы, листья в форме сердца, а у глушины напоминают слегка выгнутое яйцо. Срезать с ветвей нужно тонкие, длинные, гибкие, упругие, прямые как стрела прутья, желательно концы прутьев, выбирать ветки, где листья на длинной ножке. А ветки глушняка грубые, сучковатые, разлапистые и будут в бане хрупкими, ломкими.

Береза в саду
Если вам достался участок с красивыми березами и вы не планируете от них избавлятся, то следует знать определенные правила.
На таком участке нельзя сажать фруктовый сад, размещать огород и выращивать многие цветы и кусты, а почему?
Дело в том, что корневая система березы распрастраняется от ствола примерно на 15 метров. Корни забирают всю влагу, питательные вещества и ничего не оставляют другим растениям. Если вы за деревья на участке, то придерживайтесь лесного ландшафтного дизайна.


П.С. к пласту мифологии и магии я добавлю про любовную магию. Я изначально не хотела,т.к. боялась перегрузить, но меня попросили 🙂
Любовная магия
Заговоры девицы на любовь доброго молодца
1. Берут березовый прутик, который кладут в пятницу на порог, через который должен перешагнуть тот, на которого желают подействовать. Выполнив это, прут, которого никто не должен видеть, кладут в сухое и жаркое место говоря: «Да сохнешь (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут.» Это заклинание трижды повторяют.
2. Из свежего веника, сделанного из березовых веток, берут пруток, и кладут его на порог той двери, в которую должен войти любимый человек. Кладя пруток, нежно произнести такие слова: «Как высох этот тоненький пруток, так пусть высохнет и милый друг (имя) по мне, рабе (имя)». Пруток, когда человек, о котором заговаривают, прошел через порог, убирают в тайное место, потом топят баню, кладут этот прут на полок на верхнюю полку, поддают больше пару и, обращаясь в сторону, где лежит пруток, говорят: «Парься, пруток, и будь мягок, как пушок, пусть и сердце (имя) будет ко мне, рабе (имя), так же мягко, как и ты». После этого баню запирают, а через некоторое время берут пруток, относят на воду и пускают по течению. Прут пускать по реке нужно на заре.
Этот же заговор, но только для присухи чьего-либо сердца, делается так: пруток кладут на порог, приговаривая, как сказано выше, затем, после того как прошел тот, кого заговаривают, прут кладут на жарко истопленную печь, приговаривая: «Будь сух, пруток, как птичий ноготок, пусть так же сух будет и мой дружок (имя), а когда он ко мне подобреет, тогда пусть краснеет, как яблочко наливное, и полнеет, как месяц ясный после новолуния».

2 комментарии на “Береза в легендах, саду, кулинарии и банном деле.

Оставить комментарий