Каша одно из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе.
Видов каш было очень много: артельная, суворвская, гурьевская, молодильная, пуховая гречневая, размазня, ячная, сытяная, кутья, колово, мешанка, кашица смоленская, кашица костромская (заспица глазунья), кашица тихвинская (кашица гороховая с заспой гречневой) и многие другие. Ведь в каждой губернии была своя особая каша.
Длительное время каша была любимым блюдом в России, а первоначально даже торжественным, обрядовым. Она употреблялась на празднествах, в том числе на пирах, на свадьбах, на крестинах. Вот почему в XII-XIV вв. слово «каша» было равнозначно слову «пир». Так, летопись сообщает, что в 1239 г. князь Александр Невский устроил большую кашу в Торопце, а затем другую в Новгороде. Позднее каша стала постоянно употребляться при всяких коллективных работах, особенно во время взаимной выручки при жатве, когда действовали сообща, артелью. Поэтому артель нередко стали называть «кашей». «Мы с ним в одной каше», — означало в одной артели, одном отряде, одном коллективе. Особенно долго сохранялось это значение «каши» на Дону и в других местах, где селилась русская вольница.
Разнообразие видов русских каш базировалось прежде всего на многообразии сортов круп, производимых в России. Почти из каждого вида зерна делалось несколько видов круп — от целых до дробленных различным образом. Больше всего любили крупы из гречихи. Помимо крупной крупы — ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую — велигорку и совсем мелкую — смоленскую (они не дробились, как современный «продел», а окатывались круглыми). Кроме того, из гречихи получали так называемую обварную крупу, которую, завернув в ткань, быстро обваривали в кипятке, а затем высушивали и только после этого употребляли в каши. Из ячменя делали крупу трех видов — перловую крупную, голландку, помельче, но побелее, и ячневую, совсем мелкую, вроде манной. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра I. Широко были распространены полбенная каша из полбы (ныне возделывается только в Закавказье, где называется «зандури»), пшенная (из проса), манная (из твердых пшениц), овсяная (из целого и дробленого овса) и зеленая (из молодой, недозрелой, вполовину налившейся ржи). В XIV—XV вв. вошла в употребление рисовая каша из привозного, а затем и своего, русского, так называемого акулининского или суходольного риса, выращиваемого в Астраханской и Саратовской областях. Позднее, в XIX в., появились в России и привозные или искусственные виды круп — саго и розовая крупа из крахмала, которые, однако, употребляли довольно редко.
Каша стала героем многих русских сказок, шуток, песен, пословиц, примет и поговорок.
Сказки: Каша из топора, сказка Лиса и журавль.
Песенка из детства: Сорока-ворона кашку варила, деток кормила. Этому дала, этому дала.. , а этому не дала. Пословицы, поговорки о каше: Филат и каше рад. Щи да каша — пища наша. Кашу маслом не испортишь. Ешь кашу, да говори нашу. Мал горшок, да кашу варит. Хороша кашка, да мала чашка. и многие другие.
Народные приметы о каше: Много в поле кашки, быть сеногною. Кашица в печи румянится, летом к дождю, зимой — к снегу, каша из горшка вылезет из печи — к худу, в печь — к добру. За кашку грош отдашь, младенец жить будет. В Васильевские вечера варили кашу васильевскую, да оглядывали горшок: полон – ли. Люди верили, что если васильевская каша вон из горшка полезет — жди беды всему дому! Не хорошо также, коли горшок треснет: не обойтись хозяину без малых бед. Снимают с каши пенку, и — опять новое предвещание: хорошо каша упрела — будет полная чаша счастья, белая каша — всякое несчастье, нежданное. Если гости всю кашу съели — хорошо, а не дочиста — плохо, нужно ее вместе с горшком в прорубь бросить, чтобы не было беды.
А еще у каши есть свой праздничный день. Мирская каша. Отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня. За неделю до этого дня или через неделю после него по народным приметам нужно было сеять гречиху, чтобы урожай был щедрым. В этот день варили каши и угощали ими нищих. Народный обычай ставил этот ритуал в разряд добровольных пожертвований. В день Акулины-гречишницы кашевары готовили каши густые, сытные. Пуховая гречневая – с молоком, богатая – с яйцами да с грибами.
В русской кухне каши издавна делились по консистенции на три основных вида — кашицы (или жиденькие кашки), размазни (или вязкие каши) и крутые, рассыпчатые. Больше всего любили в России рассыпчатые каши, в старину охотно ели также кашицы (особенно с рыбой), заменявшие суп, размазни же недолюбливали: считалось, что это ни то и ни се, словом, смотрели на них как на испорченные каши.
Каждый из перечисленных видов отличается количеством жидкости, в которой варится каша. Чем больше воды (молока, бульона), тем жиже каша. Кроме того, в более жидких кашах есть еще и слизь, которая при приготовлении крутых каш либо сливается, либо не успевает вывариться из зерна. Наличие или отсутствие этой слизи придает кашам в целом различный вкус. Надо еще иметь в виду, что изменить соотношение между крупой и жидкостью уже после того, как каша начала вариться, нельзя. Иными словами, нельзя выпарить воду после соединения ее с крупой так, чтобы это не отразилось на консистенции (как это можно сделать с корнеплодами или бобовыми), нельзя превратить жидкую или вязкую кашу в крутую.
Вот почему так важно правильно залить водой для получения каши того или вида. При этом удобнее руководствоваться соотношениями объемов воды и круп (столько-то стаканов крупы на столько-то стаканов воды).
Каша появилась и закрепилась в русской кулинарии благодаря печи. Традиционные русские печи позволяли создать мягкий температурный режим, при котором каша готовилась долго. После протапливания печи и приготовления хлеба постепенно снижающаяся температура позволяла «томить» чугунки с кашей в течение многих часов, печь буквально «готовила сама». Витамины и полезные микроэлементы при таком способе приготовления оставались внутри, и каши были очень питательны. Кроме питательности каши всегда были вкусным и простым, доступным каждому блюдом. Помня об особенностях русской печи, можно попытаться воспроизвести приготовление любой каши в современных условиях, учитывая особенности каждой крупы. Сейчас найти кухню с русской классической печью тяжело, да и большинство хозяек даже не станут пытаться растопить дровяную печь. Одним словом, печь ушла в далёкое прошлое, оставив нам духовые шкафы, то есть, духовки. В духовке для приготовления каш, нас всегда будут интересовать температурные режимы 150-180С.
Стожаров Владимир Федорович
Важно помнить, что каша – блюдо самодостаточное, и использовать её в качестве гарнира неправильно.
Сегодня же я вам расскажу про кашу Сименуха.
Греча — 5 ст.л.
Луковица — 1 большая.
Грибы (в этот раз я взяла опята) — 200 гр.
Лавровый лист — для вкуса.
Яйцо куриное — 2 шт.Взять горшок для духовки. В него насыпать гречу, залить водой, так что бы вода дошла до половины горшка (гречу закрывало полностью). Сверху положить лавровый листик. Поставить в духовку, включонную на 180С.
Лук почистить, мелко нарезать и обжарить на подсолнечном масле, добавить грибы и жарить до готовности грибов.
Яйца отварить.
Греча у меня готовилас 1 ч. 15 минут. Гречу во время приготовления проверять, вдруг вы мало налили воды.
Горшочек вытащить, лавровый лист убрать и смешать кашу с луком и грибами. Яйца почистить и нарезать. Вмешать в кашу.
Есть горячим.
Приятного кашепоедания! 🙂
Конечно вы можете сразу в горшочек положить обжаренный лук, крупу гречи, мелко нарезанные грибы, залить водой и готовить все в духовке. А потом добавить мелко нарезанное вареное яйцо.
В обоих случая каша получается очень мягкой и рассыпчатой.
Еще кашу можно поперчить и посолить по вашему вкусу.
Один комментарий на “Каша Сименуха”