Хочу продолжить тему — Праздник урожая
ТРИ АВГУСТОВСКИХ СПАСА
Самые яркие августовские православные праздники – три Спаса: Спас медовый или Спас на воде, Спас яблочный или Спас на горе, Спас ореховый или Спас на полотне. Все Спасы народ связывал с завершением сельских трудов, и они имели общее название – Спасовки.
Первый Спас (1- (14 по новому стилю) в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.
Определение «мокрый» уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. После утреннего богослужения от церкви к водоему или источнику отправлялся крестный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние молебен совершался в честь Матери земли, которая способствовала урожаю.
После людей в реку загоняли скотину, полагая, что в результате она будет здоровее.
Кроме того, с первого Спаса начинался период «страды». Шел интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черемухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна дли обмолота. Проводили подготовку е зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковские счастье».
Для защиты от нечистой силы во время первого спаса совершался обряд «обсыпания маком»: собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы, прежде всего от ведьм.
Второй спас (6 (19) августа ) Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Этот день посвящен воспоминанию о преображении Христа своим ученикам. Произошло это событие на горе Фавор. Христианские и языческие традиции очень взаимосвязаны между собой, поэтому Преображение Господне в народе стало больше известно как Яблочный Спас. До наших дней сохранилось одно из главных предназначений Спаса – духовное преображение человека.
Называют так, поскольку с середины августа начинается сбор яблок, винограда и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. Существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока в paю.
В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял плоды. Хозяева жертвовали в пользу нищих «начатки», небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».
Уборка урожая сопровождалась приговорами: «Вовремя собрать — вовремя убрать», «После Второго Спаса дождь — хлебогной!
Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли «осенинами»: «Со Спасо — Преображения — погода преображается!» «Пришел второй Спас — бери рукавицы про запас!».
Того, кто не одарил ближнего своего в этот день хотя бы яблоком, на Руси считали недостойным человеком. На второй Спас устраивали народные гулянья. Был и такой обычай: надкусив первое яблоко, загадывали о любви. Но в волшебную силу этого колдовского обряда верили лишь молоденькие девушки.
В некоторых местах, например в Вельском у., Вологодской губернии, с днем Преображения Господня связывается особый обычай, известный в народе под именем «столованья». На площади, перед церковью, ставят длинный ряд столов, покрывают их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимают на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедается прихожанами после обедни и крестного хода. В других уездах той же Вологодской губ., сохранился обычай всеобщих разговин горохом: отслужив в поле молебен, крестьяне всем селом устремляются на гороховое поле и, до самого вечера, лакомятся зелеными стручками, не различая своей полосы от чужой. Эти гороховые разговины составляют истинный праздник и величайшее наслаждение для деревенской детворы, которая целый день ныряет в зеленых кустах и наедается до того, что под конец уже на животе переползает с полосы на полосу.
Приметы: пришелся жаркий день – зимой не жди снега, дождливая же погода предвещала снежные зимние месяцы.
В народе считалось – если в этот день два раза сядет муха, человек будет успешным в течение всего года. Поэтому говорили: «Будь терпеливым на Спас даже к мухам, дабы не упустить удачу!»
Впервые церковные источники вспоминают о празднике еще в начале четвертого века. В Евангелии есть описание преображения Господа. Произошло оно на горе в присутствии самых близких учеников Христа. В это время все они усиленно молились.
Православные верующие отмечают этот день 19 августа. Местом, где произошло Преображение, называют гору в Галилее — Фавор. Согласно евангельским описаниям, Христос поднялся на гору со своими учениками, чтобы помолиться. В это время Его лицо засияло сильнее солнца, одежда стала белой и засветилась. Ученикам, находящимся в это время с Иисусом (Иакову, Иоанну и Петру), явились два пророка из Ветхого Завета. Они долго разговаривали с Господом об Исходе. Христос не разрешил говорить обо всем своим ученикам, пока не воскреснет.
Для православных христиан Преображение относится к двунадесятым праздникам. Во всех храмах проводятся молебны, поются каноны. Священнослужители одевают торжественное убранство. Праздник отмечается во время Успенского Поста. По уставу разрешается употребление рыбных продуктов вина и масла. При этом остается запрет на яйца, мясо и молоко.
С яблочным спасом в народе связано множество интересных обычаев и примет. Люди свято верили в них, так считали, что благодаря им можно оставаться здоровыми и получить благополучие для всей семьи.
Традиционно принято угощать освященными яблоками людей в память обо всех погибших. Люди верили – чем щедрее накормишь вкусными плодами, тем лучше к умершим близким будет относиться Господь.
С Яблочного Спаса начиналась жаркая пора для селян. Плоды заготавливают впрок: из яблок делают всевозможные варенья и джемы, их засушивают и замачивают. А на сам праздник хозяюшки готовили множество кушаний, которые потом раздавали бедным и больным.
Именно с этого праздника в полях начиналась жатва яровых культур, а также посев озимых. А народные целители в это время вели заготовку лекарственных трав. В народе же на эти дни приходились массовые гулянья.
Третий спас (как показал мини опрос, не все про него знают — 16-(29) августа (серпеня).
Церковь празднует Перенесение Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа в Царьград. По преданию, в этот день Господь умыл своё лицо и утёр полотенцем, чудесно изобразив на нём свой Лик: Спас на полотне. В народе этот праздник называют третий Спас – полотняный, холщовый, ореховый, хлебный и отмечают как начало молодого Бабьего лета. Раньше на Руси в этот день хозяйки провожали мужей на поля сеять озимые, провожали с хлебом и солью, отсюда и старинное название – хлебный Спас. В каждом доме пекли пироги и булки из муки нового урожая, чтобы с утра пораньше освятить их в церкви. К третьему Спасу созревали орехи, их также несли в храм на освящение. Есть пословица: «Первый Спас — на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зелёных горах холсты подают».
На Руси Нерукотворный образ почитался особо. Его вышивали на знамёнах русской армии, под которыми ходили в бой. В середине XVII века царь Алексей Михайлович специальным указом повелел башню Кремля, прежде называемую Фроловской, именовать в честь Спаса – Спасской, на воротах поставить образ Спасителя в золотой ризе и приказал ходить под этими воротами с непокрытой головой. В народе вокруг праздников Спаса придумывали множество всяких примет, обычаев, обрядов и старались их придерживаться. Неизменным было одно — все от мала до велика шли на Спас в церковь и молились.
Источник
Хочу поделится подборкой яблочного варенья, она еще не очень большая, но вкусная 🙂
Яблочный джем с имбирем
Яблочной повидло с тимьяном