Весна, я с улицы,
где тополь удивлен,
Где даль пугается,
где дом упасть боится…
(Б. Пастернак)
Тополь черный
Растение семейства Ивовые, вид рода Тополь. Медоносное, дубильное, эфиромасличное, красильное, лекарственное, древесинное, декоративное растение, культивируется в озеленении.
Тополь чёрный. A ветвь с мужскими сережками; B — ветвь с женскими сережками; C — лист растения вида Pop. nigra; D — ветвь с почками; E — лист растения вида Pop. italica; 1 и 2 — мужской цветок; 3 — тычинки с разных сторон; 4 — пыльник в поперечном разрезе; 5 — пыльца; 6 — женский цветок с прицветной чешуей (прицветником); 7 — то же без прицветника; 8 — завязь в продольном разрезе; 9 — то же в поперечном разрезе; 10 и 11 — плод (коробочка); 12 — раскрывшаяся коробочка; 13 — семена.
двудомное растение. Цветёт в конце апреля — начале мая, почти одновременно с распусканием листьев. Способ опыления — анемофильный (ветроопыление). Соцветия однополые, многоцветковые, висячие серёжки.
Лекарственное сырьё
С лечебной целью используют листовые почки тополя — (лат. Gemmae Populi nigrae), а также кору и листья. Почки заготавливают в период сокодвижения, до начала расхождения кроющих чешуй, и высушивают в сушилке при температуре не выше 35 °C или на открытом воздухе в тени. Кору собирают ранней весной с вырубленных деревьев или спиленных сучьев при окультуривании насаждений.
Сырьё состоит из почек длиной около 1,5—2 см, в поперечнике около 4—6 мм. Цвет зеленовато- или буровато-жёлтый, запах своеобразный, смолисто-бальзамический, вкус горьковатый. В готовом сырье допускается влаги не более 12 %; цветочных почек и ветвей с почками не более 10, в том числе цветочных почек не более 2; минеральных примесей не более 1 %.
Если купите почки в аптеке, то это хороший способ оценить качество!
Фармакологические свойства
Почки чёрного тополя очень богаты биологически активными веществами, обладающими бактерицидными, противовоспалительными, антиаллергическими, мочегонными, болеутоляющими и антисептическими свойствами. Кроме того, почки оказывают антисептическое действие на слизистую оболочку бронхов и разжижают мокроту при хроническом бронхите с гнойной секрецией.
Применение
Благодаря широкому спектру действия почки тополя используют для лечения острых воспалительных процессов дыхательных путей и хронического бронхита с гнойной мокротой. В XIX веке из почек и листьев тополя чёрного получали жидкий экстракт, который употребляли как афродизиатическое средство.
При шеечном цистите (воспалении предстательной части мочеиспускательного канала), хроническом уретрите, стриктуре задней уретры, колликулитах наравне с приёмом внутрь препаратов тополя рекомендуют делать инсталляции мочеиспускательного канала или мочевого пузыря масляным экстрактом почек тополя. Кроме того, препараты из почек тополя применяют при неврозах, различных видах невралгии, артритах, геморрое, атонии кишечника, диарее, простудных заболеваниях, гриппе, а также как средство, регулирующее менструации.
Из почек добывают смолистый бальзам, а из экстрактов приготавливают «тополевую мазь» (лат. Populi unguentum, ранее называлась Unguentum Populi) для наружного применения. «Тополевую мазь» применяют в качестве дезинфицирующего, жаропонижающего, отвлекающего, мягчительного средства при подагре, ревматизме, заболевании суставов, трихомонадных кольпитах, стафилококковых и грибковых заболеваниях кожи, фурункулах, ранах, ожогах, язвах, геморрое, трещинах сосков груди, аллопеции. «Тополевая мазь» из свежих почек используют в немецкой медицине как средство при лечении ожогов.
Лекарственные формы из почек тополя чёрного применяются для укрепления волос, стимулирования их роста, а также для лечения сухой себореи.
Семена тополя («тополевый пух») можно использовать в качестве перевязочного материала, заменяющего вату.
Другое применение
Эфирное масло из почек (выход до 0,7 %) используют в парфюмерной промышленности, в частности, для отдушки мыла и как фиксатор. Тополевые почки входят в состав рижского бальзама.
Листья тополя чёрного пригодны для дубления кож, изготовления жёлтой краски для тканей. Кора содержит до 8,5 % танинов и красящее вещество хризин, может использоваться для дубления и окраски кож. Из коры толстых стволов делают поплавки к рыболовным снастям.
В прудовом рыбоводстве высушенные и хорошо размолотые годичные побеги тополя чёрного в смеси с другими кормами применяются для кормления рыбы. В высушенных ветвях содержится (в %): сырого белка — 18, сырого жира — 3,2, безазотистых экстрактивных веществ — 47,6, сырой клетчатки 23,6, золы — 6,9.
В пчеловодстве осокорь имеет значение как пергонос, поставляющий пчёлам пыльцу, а также клей. Пчёлы собирают на листьях и почках тополя (также как и на листьях других растений, выделяющих смолы) клейкое вещество, превращаемое ими в прополис, который получает сейчас всё большее признание как ценное лекарственное средство.
Плоды яблони и груши, обработанные фитонцидами из листьев тополя чёрного, более устойчивы к заболеваниям, как в период вегетации, так и при хранении.
Тополь бальзамический
про лечебному применению схож с тополем черным.
тополь бальзамический (Populus Balsamifera L.), который неопытными сборщиками может быть спутан с тополем черным.
Листья тополя бальзамического обычно характеризуются более округлой и несколько более вытянутой овально-яйцевидной или яйцевидно-продолговатой пластинкой, а также в молодости зеленовато-бурой, позднее серой, потрескавшейся корой, слабоветвистой кроной,
цилиндрическими черешками.
В Китае его листья, верхняя и нижняя стороны которых имеют разный цвет, символизируют инь и ян, лунное и солнечное, а также все прочие дуалистические пары.
В греко-римской традиции белый тополь символизирует Елисейские Поля, а черный — ад. Тополь посвящен Сабазию и играет роль в обрядах его культа. Эмблема Зевса (Юпитера) и Геракла (Геркулеса), который спускался в царство Аида в тополевом венке. Черные тополя были священными деревьями богини смерти в Пагах, а Персефоне принадлежала роща черных тополей на западе мира.
Одна из греческих легенд говорит о том, как появились на Земле тополя. Фаэтон (сын бога Солнца), для того чтобы доказать свое божественное происхождение, решил прокатиться по небу на колеснице Гелиоса, но не справился с упряжкой, которая, все сметая на своем пути, понеслась с небосвода на Землю. Зевс поразил молнией колесницу и разбил ее, чтобы не дать погибнуть всему живому на Земле. Фаэтон погиб в волнах реки. Безмерно скорбели сестры Фаэтона, и Солнце в тот день не светило. Боги сжалились над горем сестер и превратили их в стройные, священные для греков деревья — тополя.С тех пор смола-слезы тополей превращались в прекрасный янтарь.
У народов Кавказаесть сказка о листьях тополя. Два друга любили одну и ту же девушку. Девушка не могла сделать выбора между ними: и в силе, и в ловкости, и в отваге они были равны. Решили друзья, что девушку получит в жены тот, кто на всем скаку остановит коня ближе к краю пропасти.
Друг, копыта коня которого отпечатались на самом краю пропасти, получил девушку в жены.
Как-то возвращались друзья из набега. Холостой убил свое¬го друга, у которого родился сын.
Умирая, тот сказал: — Пусть листья серебристого тополя расскажут о моем убийце.
Прошло много лет. Сын его подрос и стал абреком, Однажды сын и убийца отца повстречались где-то в далеком краю. Убийца не знал, что с ним едет сын его бывшего друга. Едут они и видят тополь. Когда они подъехали к нему, листья зашелестели, убийца засмеялся, а сын спросил, почему. И быв¬ший друг отца рассказал: — Некогда я убил человека, который, замирая, сказал: пусть листья серебристого тополя своим шелестом известят о его убий¬це.
— Как долго я тебя искал, ты же убийца моего отца! — ска¬зал сын и отомстил за кровь своего отца.
С тех пор листья серебристого тополя колышутся на ветру.
А вот еще одна сказка о тополе: Однажды молодому тополю пришла в голову мысль обзавестись подругой жизни. Свой выбор он остановил на приглянувшейся ему виноградной лозе.
— Что за странная блажь! — отговаривали его собратья. — С этой красавицей лозой ты хлебнёшь горя. На что она тебе? Наше дело — расти вверх, и иного нам не дано.
Но упрямый тополь настоял на своём. Пылкий влюблённый соединился с молодой лозой и позволил ей покрепче себя обнять, чему был несказанно рад. Получив прочную опору, лоза стала быстро разрастаться и плодоносить. Увидев, что лоза хорошо прижилась, цепко обвившись вокруг ствола, сметливый крестьянин стал по весне обрезать ветки тополя, чтобы они не тянули за собой ввысь лозу, а ему самому было бы сподручней собирать осенью гроздья спелого винограда.
Куда девалась былая статность тополя? Он округлился, поутратил прежний пыл и смирился с судьбой. Стоит себе куцый, с подрезанными ветвями, служа подпоркой для своей плодовитой подруги. А его собратья, взметнув ввысь густые кроны, беззаботно шелестят листвой.
в труде А. С. Раппопорта «Средневековые легенды о Христе» упоминаются легенды о дрожащих листьях тополя, но все они так или иначе связаны с распятием Христа. Первая гласит, что крест, на котором распяли Иисуса, был из тополя. Вторая легенда объясняет это тем, что Христос в Гефсиманском саду, предчувствуя свою смерть, молился именно под тополем, и его муки настолько поразили тополь, что с тех пор он дрожит не переставая, исполненный сочувствия к Иисусу. И третья легенда утверждает, что тополь был проклят. Когда распяли Христа, все деревья плакали, а тополь отказался его оплакивать, посчитав, что его, невинного, страдания Христа за грешников не касаются. Исходя из этого, я просто не могу не упомянуть еще одну легенду о трех неополитанских тополях. Давным давно, еще со времен сотворения мира стояли в поле три Неополитанских тополя. Через их кроны ветер проносил знания всех земель, время медленно ложилось на их листья и память веков охраняла их корни. Многое повидали тополи, многое постигли. Мудрецы спрашивали у них совета, путники искали приюта, жаждущие просили прохлады, страждущие молили о помощи, ибо не было мудрее и старше деревьев. Сотни веков молчали величественные тополя…но однажды они заговорили:
-В чем сила, о мудрейшие? Что с нами будет по истечению времен? — спросил один из них.
-Я думаю,- ответил первый,- что сила в могуществе и мудрости самого великого царя. Я видел многих воинов, могих жаждущих власти, но лишь избранные смогли по праву ей воспользоваться. Если прийдет мое время — я хотел бы стать троном самого светлого, самого благодействующего правителя в этом мире.
— Я же думаю,- ответил другой, — что сила в равновесии добра и зла. Сколько веков ведется это сложная борьба, но нет света без тьмы, нет рассветов без закатов. Когда прийдет мое время, я хотел бы стать тем, с помощью чего решится равновесие Добра и Зла.
— А я думаю, — третий отвечал,- что сила в вере. Многих храбрецов я видывал, но без веры и ум помутнен, и рука тяжела. Коли прийдет мое время, хотел бы я быть символом веры.
Прошли века, пришли люди и срубили неополитанские тополя. Одного распилили, сделали корыто и поставили в хлеву, другого — изрезали, сколотили стол и оставили в комнате, а третий вовсе распилили на доски и бросили в сарае.
— Как же так? — горестно думали тополя,- мы были мудрейшими из деревьев, а из нас сделали совершенно ненужные вещи…
Прошло время и в хлев пришла дева с младенцем, колисать его было не где — и положила она его в корыто. Прошли годы, и за столом в комнате собралось 12 мужчин во главе с третьем решать судьбу дальнейшую, а еще через время, из досок, что лежали в сарае, сколотили огромный крест и заставили нести его обреченного к казне… Так первый тополь стал троном величайшего из царей, ибо в корыте,что было сделано из него, колисали Иисуса Христа. Второй же — стал символом Тайной вечери, местом, где решалась судьба Добра и Зла. А третий — стал символом веры, Крестом, что нес Иисус.
Но все это чужие легенды, пропитанные совершенно чуждым мировоззрением. Тополь – это священное дерево для украинца. Издревле его почитали как символ девичьей красоты, нежности, тяжелой судьбы «неньки-України». Именно это одинокое дерево воспето во многих народных песнях. Их слишком много, образы увековеченные в них настолько различны, что можно писать очень много. Но было бы настоящим кощунством не упомянуть легенду о Поле и Стрибе. В одном селе жила себе девушка Поля, о красоте которой ходила слава. Много красивых парубков сватались к ней, но она искренне любила Стрибу – самого быстроногого молодца. Однажды Перун, спустившись на землю увидел девушку неземной красоты, возжелал ее. Деревня возликовала, а бедный Стриба потерял сознание. Увидев это, Бог понял, что на чужом горе своего счастья не построишь, рассердившись, превратив девушку в дерево. Люди, удивленно указывали на дерево и говорили: «то Поля»… так и стали его называть в народе. А Стрибу Перун забрал с собой на небо, сделав Богом земных ветров.
Тополиные почки и листья носят для обретения денег и добавляют в благовонные палочки с этой же целью.
Они также добавляются в мази, предназначенные для облегчения астральной проекции, а иногда просто прикрепляются к телу во время самой проекции.
Источник информации
1. Википедия
2. Сакральные растения
пока писала, то выяснила, что рядом с домом растет тополь белый, а почки-листики я собирала с тополя бальзамического.