Это травяной напиток, который получается при заваривании ферментированного листа кипрея узколистного (иван-чай).
Ферментация это процесс, в результате которого происходит брожение за счет воздействия собственных ферментов продукта. Если говорить конкретно об этом процессе в растениях, то при разрушении листа происходит выделение некоторого количества сока, который вследствие окисления и способствует началу ферментации.
Кстати летом, думаю в начале июня или в середине (все зависит от погодных условий), стартует мой первый авторский курс — Ферментация. Это будет ряд видео: в поле, дома, по шагам. Что-то сделаем в прямом эфире. Курс будет проходит в Instagram — anna_herbs.
Иван-чай узколистый или кипрей узколистный, или Копорский чай. В народе имеет огромной количество разных наименования, многие лично меня вводят в ступор, такие как — пырей, донник, плакун и пр. пр.. (почему? ну хотя бы от того, что это все названия других трав).
«Верба-трава», «ива-трава» — это название возникло из-за схожести листьев с листьями ивы. «Огненная трава», «пожарник» — такое имя дано растению, потому что оно первым заселяет пожарища. «Скрипун и плакун» — при попытке выдернуть траву из земли возникает соответствующий звук. Также называют «дикая конопля» или «дикий лён» за высокие лубяные свойства его стеблей, дающих 15%-й выход волокна. Из этого волокна на Руси вили верёвки и изготавливали ткани.
Про это я уже рассказывала — Здесь
У иван-чая узколистного также есть названия «хлебница» или «мельничник». Высушенные и размолотые корни растения добавлялись в муку и использовались для выпечки хлеба. Хотя лично я этого так и не сделала, т.к. корешки у растения весьма мелкие, а я ну очень не люблю возится с корнями. Хотя конечно зря, т.к. добавка эта, помимо содержания витаминов и микроэлементов, экономила или замещала сахар. Помимо хлеба, народные умельцы изготовляли из корней спиртной напиток. Весьма распространённым названием являлся «пуховик». Пух, весьма обильный при цветении, использовался при изготовлении ваты, им набивали подушки и матрасы.
А вот и рецепт тинктуры на ферментированном листе:
В 0.5л самогона бросьте несколько таблеток угля активированного, оставьте на ночь. Утром слейте самогон в другую бутылку, добавьте копорский чай 3ст.л. Через неделю профильтруйте самогон, растворите 2ст.л. сахара в небольшом количестве горячей воды, влейте в настойку. Если готовая настойка постоит еще неделю, вкус и аромат улучшится. Вкус настойки на самогоне станет богаче, если вы добавите цветы иван — чая и другие травы по своему вкусу. С копорским чаем сочетаются зверобой, мята, мелисса, лепестки розы.
Химический состав весьма богатый:
В молодых листьях и корневищах иван-чая узколистного содержится от 10 до 20 % дубильных веществ. В листьях — до 15 % слизи. В нём также обнаружено большое количество растительных волокон (целлюлозы), лектины, витамин С (от 90 до 588 мг% на 100 г сырой травы; то есть в 5—6 раз больше, чем в лимонах), сахара, органические кислоты, пектин, флавоноиды и следы алкалоидов. Среди микроэлементов, обнаруженных в растении, следует упомянуть о довольно большой концентрации железа, меди и марганца. В 100 г зелёной массы иван-чая узколистного содержится 23 мг железа, 1,3 мг никеля, 16 мг марганца, 1,3 мг титана, 0,44 мг молибдена и 6 мг бора. До бутонизации в надземной части растения имеется до 20 % белка, соли фосфора, кальция, кобальта. Кроме того, обнаружены калий, кальций, литий и др. элементы. В корнях концентрация танина может достигать 20 мг% (в листьях его около 10 мг%). Кофеина в иван-чае узколистном не содержится.Между прочим, иван-чай весьма активно используют в косметических целях.
Немного истории..
Напиток из кипрея (иначе называемого иван-чаем) на Руси был известен с давних пор и имел спрос у самых широких слоёв общества. В монастырях и скитах, где часто запрещалось употребление китайского чая как возбуждающего напитка, использовался «чай» из кипрея, который заготавливался на всю зиму. При производстве этого напитка не применяли ферментации: листья просто вялили, выкладывая их в тени, или подсушивая в остывшей печи. Кипрейный мёд считается столь же целебным, как и сам медонос.
В 1756 году Степан Крашенниников в «Описании земли Камчатки» упоминал кипрей как лакомство на скудном столе камчадалов. Русские староверы-камчадалы не отказывались от лёгкой закуски из молодых побегов кипрея.
В сети вот даже нашла вот такой рецепт. Надо опробовать
МАРИНОВАННЫЕ МОЛОДЫЕ ПОБЕГИ ИВАН-ЧАЯ.
Собирать побеги нужно самые молодые, красноватого цвета, еще с не распустившимися листочками. После сбора очистить и промыть побеги и немного просушить. В стерильные банки на одно положить листья смородины, гвоздику, перец горошком и другие специи, лавровый лист, лист сельдерея и положить побеги иван-чая. Залить кипятком и дать постоять 15 минут, накрыв полотенцем. Потом воду сливаешь кастрюлю и ставишь на огонь. Кладешь в эту воду сахар и соль по вкусу ( 1 к 3, сахара больше), лимонную кислоту. При закипании добавляешь немножко уксуса. После закипания заливаешь маринад в банке и закрываешь крышкой. Ставишь на крышку, укутываешь полотенцем и оставляешь до остывания.
В XVIII веке китайский чай в Европу попадал двумя путями — морем (он назывался, обычно, кантонским) и сухопутным путём, через Россию, поэтому назывался русским. В России китайский чай называли Кяхтинским — по имени поселения в нынешней Бурятии, Кяхты.
Крепость в деревне Копорье, давшей название напитку. Об этом я расскажу отдельным постом. Я живу не так далеко от нее, поэтому я там весьма частый гость 🙂
Дворовый человек помещика Савелова, из его имения в Царскосельской вотчине, проживал одно время при Русском Посольстве в Китае. Подсмотрев производство ферментированного чая и вернувшись на Родину, он организовал производство дешёвого заменителя чайного листа из кипрея. Листья перетирали, ошпаривали, просушивали с помощью раскалённых камней — почти так же в Китае обходились с чайными листьями. Первые производители собирали кипрей как раз возле села Копорье под Санкт-Петербургом. Поэтому появилось название продукта — «копорский чай»
Производитель чая, помещик Савельев, переселил несколько семей своих крепостных людей в Московскую губернию, и все его крепостные уже занимались «чайным ремеслом».
Копорский чай и внешне и по вкусу немного напоминал чёрный китайский чай. По причине этой схожести и скромной его стоимости — от одного до трёх рублей серебром за пуд, а китайского — в сотню раз большей — копорка широко использовалась для фальсификации настоящего чая.
Копорский ферментированный чёрный чай начал распространяться по России. Его широко продавали под видом китайского чая настолько, что существовал даже попутный промысел — подделывали китайские деревянные чайные ящички, этим зарабатывали на жизнь крестьяне Калязинского уезда Тверской губернии. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона приводит данные, что в конце XIX века копорский чай производился тысячами пудов, особенно в Ржевском уезде.
Вопрос о пресечении фальсификаций решался на государственном уровне и появился закон, строжайше запрещающий подмешивать копорку в чай. В 1816 году в Кабинет министров поступило прошение от чаеторговцев с просьбой запретить заготовки кипрея в России. Это исполнено не было, и продажа копорки (наряду с другими травяными чаями) запрещена не была, но 6 июня 1816 г. было подписано Положение комитета Министров «О запрещении подделки Копорского чая под видом Китайского». В 1833 году выходит запрет на торговлю поддельным чаем. Запрет на сбор кипрея и употребление «копорского чая» нашел своё отражение в Сельском полицейском Уставе для государственных крестьян, утверждённый в марте 1839 года, в разделе «Общие меры по сохранению народного здравия» в статье 80 говорилось: «Запрещается употребление Копорского (Иван-чая) как одного, так и в смеси с китайским. Равным образом запрещается и сбор самой травы, из которой копорский чай составляется»
Запрещается продажа плохо испеченного хлеба, мяса нездорового скота и живности, спитого и копорского чаев.
Промышленное законодательство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Воспрещается ввозить из-за границы свиное мясо и нетопленое свиное сало, поддувать мясо с целью придать ему лучший вид, торговать спитым или копорским чаем.
Медицинская полиция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
В словаре Владимира Даля копорский чай назван чаем «поддельным». В. И. Даль зафиксировал и народную поговорку: «Копорское крошево и кисло и дёшево». Репутация копорского чая оставалась невысокой и в XX веке. Так, в популярном советском журнале отмечалось: «Хотя по виду копорский чай нередко был похож на китайский, но он был неприятен на вкус, его настой имел зеленоватый, грязно-жёлтый цвет и оставлял на стенках стакана тёмный осадок»
До нашего времени дошли несколько рецептов приготовления копорского чая. Наиболее полно технология производства описана в книге А. П. Субботина «Чай и чайная торговля» 1892 года издания:
Настоящий сбор производится в начале осени, когда иван-чай совершенно отцветёт и листья его начнут желтеть и сохнуть. Период сбора продолжается 4-6 недель; […] дома, в укромном месте — на чердаке, на гумне или в сарае [листья] расстилаются и сушатся. […] Высушенные листья кладут в кадку и обваривают кипятком; для того, чтобы они лучше обварились, бросают туда докрасна раскалённые камни. Когда лист достаточно проварится и разопреет, его перекладывают в корыто и перетирают с чернозёмом или болотной землёю, после чего сушат в жарко натопленной русской печи. Чернозём или болотную землю примешивают потому, что от содержащихся в них кислот чай делается бурым; кроме того, от примеси чернозёма листья лучше скручиваются и перетираются. Высушенный в печи чай предварительно просевают на грохоте или решете, чтобы удалить золу и излишнюю землю. После этого чай опять перетирают руками до тех пор, пока он по измельчённости не будет походить на китайский. Тут важную роль играет сушка: если лист пересушен, то он скоро перетирается и обращается почти в порошок, если же будет недосушен, то его трудно перетирать и он выйдет крупнее настоящего чая.
Сфабрикованный в таком виде чай скупается местными и соседними скупщиками. Последние подвергают его дальнейшей обработке: они промывают его тёплой водой, вспрыскивают подсахаренной водицей, опять сушат в печах и опять перетирают руками, чтобы он походил ещё более на китайский; а некоторые даже, для придания «аромата», примешивают разные снадобья, составляющие секрет производства.
А.П. Субботин, Чай и чайная торговля в России и других государствах, с. 107-109
Снятые с кипрея листья обвариваются кипятком и парятся калёными каменьями, обыкновенно в той же посуде, в которой крестьяне бучат чёрное бельё своё, потом листья скатываются руками на рубчатых досках и сушатся в этом виде в печах. В последнее время производство это до того утончилось, что листья кипрея перетираются почти в порошок, месятся в тесто, а потом скатываются и сушатся в этом виде; при такой выделке чрезвычайно трудно узнать подделку и решить, какому растению листья принадлежат.
О подделке и подмеси чаёв и обманах по чайной торговле//Чтения в императорском обществе истории древностей российских при Московском университете, с. 215
Сбор листа начинался с половины августа и продолжался до глубокой осени, даже и в такое время, когда выпадал снег, так как листья и в это время остаются ещё на растении. Собранные осенью листья не портятся и легко сохраняются в течение всей зимы. Ранее сказанного времени листья не собирали, ссылаясь на то, что они будто не поддаются скручиванию, а главное на то, что летом, во время полевых работ, несподручно заниматься травою, ибо если она собрана в полном соку, то нужно сейчас же начать обработывать её, иначе она испортится. […]
Листья в ушате обливают кипятком, а затем, для скручивания, растирают их между обеими руками, или же кладут их на доску, имеющую рифлёную поверхность, и растирают теми же руками или плетёнкою, приготовленною из бересты. Растирают вместе с золою или сырым торфом, чтобы увеличить вес имеющагося получиться чая; кроме того, торф придаёт ещё и чёрную окраску. Листья осеннего сбора, как уже отжившие и лишённые соков, когда они высушены, очень легки: большой объём их весит мало. Капорский чай, по крайней мере, в два раза легче настоящего китайского чая. Скрученные листья укладываются в корзины и ставятся на печку, хорошо нагретую, дня на два, или на три; тут они подвергаются брожению, и зелёный цвет у них пропадает; затем листья засыпаются в печь для сушки; чем жарче была натоплена печь, тем чай выходит более чёрного цвета и по внешнему виду более подходящим к китайскому. Эта последняя операция при выделке чая может быть названа скорее поджариванием или обугливанием. Иногда перед тем, как сушить чай, его опрыскивают раствором сахара или патоки, дабы при употреблении его получался более густой настой. Из высушенного таким образом чая отсевают золу или торфяную пыль при помощи решета, а для придачи чаю однородности по величине, пропускают его через тёрку или грохот, то есть чрез железный лист с пробитыми на нём отверстиями.
П. Соловьёв, Капорский чай//Земледельческая газета, №28, 1888 г.
Историческая справка — Википедия