Люблю я писать на разные темы около трав. В этот раз хочу поведать вам историю развития мыловарения на Руси, раз уж я чуть привлечена к этому действу, то почему бы и не написать. Начну с истории развития в мире, а в конце перейду на Русь, отдельно остановлюсь на технологии приготовления мыла из золы, тут увы теория, но вдруг найдется смельчак и повторит всю процедуру наяву. Может по мере рассказа меня еще куда занесет, процесс покажет.
По имеющимся данным, мыло изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 года до н. э.) Самое первое письменное упоминание о мыле датировано 2200 годом до н.э. Именно тогда, на глиняных табличках шумеров был записан первый в истории рецепт приготовления мыла из жиров, древесной золы и масла кассии (пусть вас не смущает незнакомое название, кассия — это то, что мы привыкли покупать под видом корицы, так называемая, корица китайская, дешёвый и довольно небезопасный заменитель настоящей цейлонской корицы). Несмотря на то, что прошли тысячелетия, и сейчас мыло варят по той же технологии…
В одном из самых старых известных медицинских документов, папирусе Эберса, встречаются упоминания о том, что в Древнем Египте для мытья люди использовали специальным образом приготовленное из смеси жира с золой вещество. Более того, чтобы повысить его моющие свойства, египтяне начали смешивать древесную золу с содой. Использовали такое мыло также и для стирки одежды.
Долгое время считалось, что своим изобретением мыло обязано римлянам. Встречается упоминание о том, что на развалинах Помпеи была найдена древняя мыловарня. Однако, как оказалось, здесь имела место ошибка — обнаружили не мыловарню, а фуллонику, античную прачечную.
На этом моменте хотелось бы остановиться отдельно. В древности, когда люди ещё не знали, что такое мыло, они широко использовали в качестве моющего средства мочу — ей мыли руки, лицо, волосы, кухонную утварь. Разлагаясь, моча выделяет аммиак, который реагирует при стирке с жиром на одежде, образуя аммиачное мыло.
На самом деле ещё совсем недавно в некоторых странах прачки добавляли мочу в воду для полоскания для того, чтобы придать изделиям из шерсти мягкость и удалить с них пот, а в Афганистане и североафриканских странах мочу для мытья используют и по сей день.
В Древнем Риме существовала профессия сборщика мочи, который одновременно занимался и стиркой одежды. Фуллоны расставляли на улицах горшки, в которые мочились жители. Затем содержимое этих горшков увозили в прачечные, фуллоники, где выливали в огромные каменные корыта и смешивали с глиной. В эти же корыта помещали грязную одежду и мяли её ногами.
Кстати, даром фуллоники получали «ценную» субстанцию только до того момента, пока к власти не пришёл божественный Веспасиан. Он основал общественные уборные (vespasiani), и обязал фуллонов покупать мочу там. Именно ему принадлежит знаменитое высказывание «Pecunia non olet» (Деньги не пахнут).
Как раз одну из таких прачечных и нашли при раскопках Помпеи, а в «мыловарню» она превратилась из-за ошибки одного из переводчиков.
Существует легенда, в настоящее время до неприличия растиражированная мыловарами, согласно которой само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения. Якобы, жир, вытапливаясь при сжигании жертвы, смешивался с золой костра и смывался дождями в Тибр, где женщины стирали бельё. Они то и заметили, что одежда в этом месте отстирывается значительно легче.
На самом деле, как водится, всё обстояло намного проще. Нет ни одного достоверного источника, подтверждающего сам факт существования горы Сапо. А слово Sapo позаимствовано римлянами у германцев (дословно «краска-мазь для волос»), в латинском языке означает просто «мыло» и родственно латинскому же слову «жир». Как выяснилось, римляне в жертву богам приносили исключительно кости и неаппетитные внутренности (вот их то они и сжигали, справедливо рассудив, что слишком щедрыми подношениями богов легко разбаловать). А мясо и жир сообразительные граждане съедали сами. Разумеется, количество жира, которое после таких жертвоприношений могло прореагировать с золой, было совсем незначительным. И та часть мыла, которую якобы дожди уносили в Тибр, наверняка не могла хоть как-то повлиять на эффективность стирки… Так что художественный вымысел в этой легенде не имеет под собой фактической базы.
Несмотря на то, что изначально мыло в Древнем Риме не изготавливали и не использовали, о его существовании было хорошо известно. Многие римские писатели в своих работах упоминают мыло, получаемое в результате омыления жира золой. Например, Плиний Старший, который и ввёл в обиход слово «мыло», отмечал, что древние галлы и германцы изготавливали из этих ингредиентов некую мазь, с помощью которой можно очищать и окрашивать волосы (в состав входила красная земляная краска). И только позже, завоевав галлов, римляне научились варить мыло сами. Однако, мыло получалось настолько жёстким, что использовать его можно было только для стирки. А очищали кожу древние римляне по старинке, нанося на кожу масло, а затем соскабливая его вместе с потом и грязью специальными скребками. Лишь со средины II века н.э. римляне стали использовать мыло в качестве моющего средства. О профессии мыловара (сапонариуса) впервые упоминается только в конце IV века н.э.
Вообще, в древности мыло не так уж часто использовалось по своему прямому назначению. Например, знаменитый арабский врач Авиценна рекомендовал пользоваться мылом только для лечения кожных болезней и для обмывания прокаженных. Для очищения тела здоровым людям он предлагал применять глину. А в Европе очень долго мыло было известно только как благовоние: рыцари, возвращаясь из крестовых походов, привозили своим возлюбленным из арабских стран ароматные кусочки мыла.
Для стирки же в ход шли разложившаяся моча и свежий помет, бычья желчь и мозговые кости, яичные желтки и молоко, мед и пивные дрожжи, теплые отруби и бобовая мука, опилки, зола, глина… Во многих странах для стирки применяли корни, кору или плоды растений, содержащих сапонины — моющие вещества природного происхождения.
После падения Римской империи и с началом так называемого темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план, поэтому производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны и небольшие кустарные мастерские продолжали дело мастеров древности.
Но вернёмся к мылу. Существует несколько версий его появления в средневековой Европе. Согласно одной из них, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой версии, его начали производить на Ближнем Востоке из оливкового масла, гашёной извести и ароматических масел (кстати, знаменитое алеппское мыло Сабун Зейтун до сих пор изготавливается по старинной технологии), а уже оттуда искусство мыловарения проникло в Испанию. Здесь изготавливали мыло из оливкового масла и золы морских растений. Кастильское мыло изготавливалось исключительно для нужд местной аристократии и практически не экспортировалось. Позже мыловарение распространилось по всей территории Средиземноморья, так как именно эти регионы обладали достаточной сырьевой базой, а именно — оливковым маслом и содой. Вопреки распространённому убеждению, для производства мыла использовали оливковое масло самого низкого качества. Что, впрочем, не было лишено смысла.
Чуть отойду от темы, но в рамках слов — «Здесь изготавливали мыло из оливкового масла и золы морских растений»
Хочу рассказать про африканское черное мыло из золы.
Процесс варки Черного мыла несложен, но требует внимания и времени. Многие рецепты мыла содержат пепел, который добывается путем сжигания стручков от бобов какао, орехов дерева Ши и особого сорта банана. Наиболее важным компонентом является кора дерева Ши (карите), ее африканцы тщательно просушивают под палящим солнцем, затем перемалывают в однородную массу, добавляют к пеплу и тщательно перемешивают, эту массу доводят до нужного оттенка будущего Черного мыла и далее к полученной массе добавляют различные масла ( карите, какао, иногда кокосовое) и очень долго в течение целого дня мыло замешивается. Процесс созревания мыла составляет около двух недель в темном месте, там оно проходит свой завершающий этап приготовления.
В начале XII века Венецианская республика обзавелась владениями на Ближнем Востоке и наладила вывоз оттуда колониальных товаров, в том числе и мыла; а в скором времени венецианцы научились производить мыло сами. В XIII веке у Венеции появился конкурент — Марсель. Марсель поставлял мыло в самые далекие части Франции, в южноамериканские колонии Испании, в Турцию, в Северную Африку, а высшие сорта марсельского мыла в огромных количествах шли также в другие страны Западной Европы и в Россию.
Примечательно, что оливковое масло, соду и некоторые другие продукты, необходимые для производства мыла, доставлялись в Марсельский порт из-за границы (из Италии, Испании, Крита, стран Северной Африки). А масло, производимое на юге Франции, было очень дорогим и низкого качества… Кроме того, производилось оно в недостаточных количествах в то время, как спрос на марсельское мыло был очень высок.
После выхода «Закона о максимуме» в 1793 г. для марсельской мыловаренной промышленности наступили тяжёлые времена. С рынка начало исчезать сырьё. Производители оливкового масла продавали мыловарам по нормированным ценам только небольшую часть продукции, всё остальное — из-под полы втридорога. В то же время цены на мыло строго контролировались правительством. Такое положение вещей приводило к неминуемому банкротству мыловаренных мануфактур. В стране катастрофически не хватает мыла. Начинаются эпидемии, свирепствуют кожные болезни… Доведённое до отчаяния население принимается грабить лавки, требуя «Хлеба и мыла!»
Возникает множество наспех устроенных мыловарен, которые при полном отсутствии технических знаний (кадры марсельских мыловаров успели к этому времени уже рассеяться в разные стороны) производят мыло отвратительного качества — публике предлагались куски какого-то вонючего отвердевшего месива, которое и в воде не распускалось и грязь не отмывало, а на белье оставляло жирные пятна…
После отмены Закона о максимуме в рецептуру марсельского мыла внесли изменения — кроме оливкового масла, допускалось использование и других растительных масел (пальмового, кокосового). Этот рецепт остаётся неизменным и по сей день.
Уже во второй четверти XIII появились мыловарни в других европейских странах. В начале XIV века продукт приобрел известную нам форму брикета с выдавленными на нем буквами и символами. Стоило такое мыло баснословно дорого — мыться им полностью или стирать с мылом считалось неразумным. Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свои позиции в международной торговле венецианскому и кастильскому. Примечательно, что для варки мыла использовали не только оливковое, но и говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств (выбор сырья зависел от региона, в котором мыло производилось).
Устали? Осталось уже чуть, про мыловарение на Руси уже в другом посту 🙂
В конце XIV века в Англии был основан орден, особой привилегией членов которого считалось… мытье в бане с мылом. В этой стране долгое время под страхом смерти члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать под одной крышей с мастерами других ремесел — дабы не выдать тайну.
Во второй половине XV века свершилась великая революция в области мужской внешности: была придумана пена для бритья. Сам этот процесс из болезненного превратился в приятный и освежающий, а у мужчины впервые в истории человечества появилась возможность обзавестись гладким лицом. Щетина стала не столько неизбежностью, сколько культурным выбором. Для женщин в тот же период начали производить целый букет ароматизированных сортов мыла: розовое, гвоздичное, майорановое, лавандовое, мускусное. Среди аристократов появляется мода ходить умытым. Например, трактат “Книга об украшении женщины” советует даме мыть лицо с мылом каждый день. В инвентаре феодалов появляется такая неслыханная раньше вещь, как умывальник. Распространяется поверье, что правильно мыть руки перед едой и после уборной. Наконец, в XV веке возникает новое увлечение — заводить прачек и стирать одежду с мылом.
Но все эти революционные изменения касались лишь видимых частей тела. Мыться с мылом целиком или стирать с мылом нижнее белье казалось бессмысленной тратой дорогого продукта. Достаточно духов! Что же касается паразитов, коими кишела пышная одежда аристократов, то это никак не связывалось с телесной грязью.
Королева Британии Елизавета I была очень продвинутым монархом — она гордилась тем, что «нуждаюсь ли я в этом или нет» регулярно мылась один раз в месяц. Елизавета I все же привила двору моду мыться, несмотря на убеждения медицинских светил о том, что непомерно частые купания обязательно повредят здоровью. Ее преемник Яков I, имевший прямо противоположные взгляды на гигиену, сокрушался, глядя на интригующих придворных: «От этой шайки лицемеров даже запаха человеческого не дождешься!». И со времен его правления, человек не мог уединится для принятия водных процедур под страхом обвинения в колдовстве.
Правда иногда и только в лечебных целях баней приходилось пользоваться. К такой «изуверской» процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Практически в повседневной жизни, все гигиенические процедуры сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица.
Несмотря на то, что в эпоху Ренессанса искусство мыловарения было широко распространено, мыло оставалось предметом роскоши — для знатных граждан его производили аптекари, а само мыло содержало драгоценные душистые масла, экстракты целебных растений. И, всё же… мыться в те времена было не принято, зато душиться — насущной необходимостью, так как резкий смрад годами немытых тел приходилось заглушать хотя бы таким способом.
Людовик XIV, обожающий роскошь во всех её проявлениях, лично вникает во все тонкости производства туалетного мыла. Из Генуи к королевскому двору прибывают лучшие специалисты по мыловарению. Производство мыла оказывается под покровительством государства. Королевским указом предрисывается использовать в мыловарении только душистые масла Прованса.
При всём этом сам Людовик XIV мылся всего два раза в жизни, да и то по рекомендации врачей. Московские послы при дворе монарха доносили, что их величество «смердит аки дикий зверь». Единственный ритуал, которому следует Король-Солнце, это омовение рук винным спиртом. А изданный Людовиком XIV эдикт гласит, что «при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд».
Тенденция избегать водных процедур восходит ко времени великой эпидемии черной чумы. С тех пор врачи настоятельно рекомендуют избегать мытья горячей водой, полагая, что оно ослабляет организм, открывая поры воздействию зачумленного воздуха. Этот страх перед водой и мытьем нарастает на протяжении XVI века и достигает наивысшей точки в XVII столетии. Ароматические смеси должны были заменить воду при совершении туалета. Считалось, что они не только очищают кожу извне, но чистят также внутренности тела и предохраняют его от воздействия дурного воздуха. В одном из медицинских трактатов ХVI века писалось, что «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Кроме того, купание считалось грехом, а уход за телом рассматривался в то время как одно из проявлений язычества. Священники говорили: «Баня — место более постыдное, чем театр».
Большинство аристократов избавлялись от грязи протирая тело надушенной тряпочкой. Подмышки и пах смачивали розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались ароматической пудрой.
Кстати европейские путешественники не раз отзывались о русских как страшных грязнулях на основании того, что те слишком часто моются (как правило, русские посещали баню раз в неделю).
Во второй половине XVII века во Франции был издан королевский указ, разрешающий варку мыла только из золы и оливкового масла, вероятно, по той причине, что производство мыла из жиров животного происхождения низкого качества (логично предположить, что качественное сырьё находило иное применение, нежели мыловарение) — процесс достаточно зловонный. Запрещалось варить мыло в летнее время, так как жара влияла на качество масла. (Из-за ошибки одного из переводчиков, практически во всех статьях на русском языке, где упоминается этот закон, употребляется фраза «разрешалось варить только в летнее время»).
В 1636 году Высший королевский суд Англии выпустил указ, согласно которому строить мыловаренные мануфактуры запрещалось на расстоянии менее мили от Лондона и Бристоля. Следует представлять, что в Англии мыло производилось, в основном, из животных жиров, в дело шли также отходы с боен и живодёрен. Страшная вонь, которой сопровождалась варка мыла, и послужила причиной такого решения.
продолжение следует…..